Участие Уполномоченного в семинара на тему «Бизнес по франшизе: преимущества и недостатки»

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Адыгея Азамат Конов принял участие в семинаре на тему «Бизнес по франшизе: преимущества и недостатки», организованном аппаратом Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей, рассказал научный сотрудник проектно-учебной лаборатории антикоррупционной политики НИУ ВШЭ Егор Артеменко.

Франшиза — это право вести бизнес под брендом другой компании и использовать ее технологии и бизнес-модель, напомнил эксперт. На практике это означает, что существующая компания помогает предпринимателю или организации открыть бизнес, аналогичный своему, и делится ресурсами. Того, кто купил франшизу, называют «франчайзи», а продавца франшизы — «франчайзер».

Предположим, предприниматель решил открыть салон маникюра. Он может создать бренд с нуля, сам во всем разобраться и запустить бизнес. Другой вариант — купить франшизу и открыть салон под уже существующим брендом. Франчайзер поможет выбрать район для открытия салона, найти помещение, сделать дизайн-проект, договориться с поставщиками и привлечь первых клиентов.

Франшизы есть в разных направлениях бизнеса: общепит, продукты, спортивные магазины, медицинские центры, школы, химчистки, автосервисы и другие.

В российском законодательстве нет понятия «франшиза». Отношения между франчайзи и франчайзером регулирует договор коммерческой концессии. Его суть в том, что одна компания разрешает другой работать под своим товарным знаком, то есть использовать название, логотип, слоган и другие обозначения бренда. А также передает права — например, возможность использовать секреты производства (ГК РФ Статья 1027. Договор коммерческой концессии).

Вместе с товарным знаком покупатель франшизы может получить технологию производства, инструкции, как искать помещение, нанимать персонал и базу знаний по другим бизнес-процессам. Некоторые франчайзеры предоставляют оборудование, помощь в обучении сотрудников, консультации юриста и настраивают рекламные кампании.

Если у человека нет опыта в бизнесе, важно, чтобы продавец франшизы передавал не только права на использование бренда, но и необходимые для запуска инструкции. Следил за работой франчайзи, качеством услуг и помогал наладить процессы в бизнесе. Например, управляющая компания франшизы салонов красоты может прослушивать разговоры администраторов с клиентами, просматривать записи с видеокамер и подсказывать франчайзи, где есть ошибки и что нужно исправить.

Что происходит после оформления договора коммерческой концессии?

1) Франчайзи делает паушальный взнос. Это стартовая плата за доступ к коммерческим секретам фирмы-франчайзера.

2)Франчайзер передает инструкции по открытию, предоставляет оборудование и все, что предусмотрено договором.

3) Франчайзи запускает бизнес.

Обычно на старте предпринимателю или организации помогает управляющая компания франшизы. Что именно она делает, зависит от проекта.

Нужно оценить цифры, которые обещает франчайзер — посмотреть на соотношение стартовых вложений, выручки и прибыли. Никто не даст гарантий, что бизнес будет успешным. Неудачные вложения во франшизу — это предпринимательский риск.