Расширенное совещание по вопросам государственного и муниципального контроля, проводимого в рамках рабочего визита Временной комиссии Совета Федерации по совершенствованию правового регулирования в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации.
29.10.2019 года в г.Ростове-на-Дону состоялосьрасширенное совещание по вопросам государственного и муниципального контроля, проводимого в рамках рабочего визита Временной комиссии Совета Федерации по совершенствованию правового регулирования в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в Российской Федерации.
Открыл и вел заседание председатель Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Тимченко Вячеслав Степанович.
О проекте федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» выступил статс-секретарь – заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Шипов Савва Витальевич.
В своем докладе он подробно остановился на проекте предлагаемого законопроекта. Он отметил, что на протяжении нескольких лет были предложены три законопроекта по реформе контрольно-надзорных органов в Российской Федерации. И вот наконец четвертый доработанный, выверенный, одобренный заинтересованными органами, общественными органами вариант предлагается к принятию.
«Законопроект является чрезвычайно сложным. - отметил Шипов С.В. Задачи которые ставит новый законопроект сложные и не простые, но без этого невозможно, нет дальнейшего развития бизнеса и экономики страны. В ближайшее время законопроект будет внесен в Гос Думу для рассмотрения в 1 чтении. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович просил ускорить принятие нового Закона.»
Принятие нового Федерального Закона позволит реформировать и привести в соответствие и ряд многочисленных нормативно-правовых актов Законов и Кодекса об административных правонарушениях. Некоторые нормы приняты еще в СССР.
С.В. Шипов подробно остановился на всех разделах законопроекта и прокомментировал их. Реформа нужна, что бы снизить административную нагрузку на предпринимателей и упростить их взаимодействие с органами государственной власти и в целом рассчитано, что это даст стране улучшение делового климата, следовательно, устойчивый рост, стабильное развитие экономики и социальной сферы. Реформа затронула абсолютно все аспекты системы контроля и надзора, информатизацию и кадровое обеспечение, и профилактику, и многое другое. Закон предлагает следующие меры: регуляторную гильотину; новый закон о контроле (надзоре); упорядочение разрешительно деятельности и новый Кодекс об административных правонарушениях. «Регуляторная гильотина» согласно закона это создание новой системы обязательных требований к предпринимателям. За счет чего будет создаваться эта система:
-формирование новой структуры регулирования в сферах контроля,
-отмена старых требований,
-разработка новых требований,
-принятие закона об обязательных требованиях.
Законодательство содержит систему принципов, которым должны отвечать обязательные требования, а также порядок установления и актуализация их. Принципы в законопроекте следующие – законность; обоснованность; системность; открытость; предсказуемость; исполнимость; презумпция добросовестности граждан и организаций. На региональном и муниципальном уровнях также будет «Регуляторная гильотина». Согласно законопроекту с 1 января 2023 года, не применяются обязательные требования установленные региональными актами, которые вступили в силу до 1 января 2021 года. Аналогичная дата и для муниципальных актов – 1 января 2025 года. Данный переходный период сейчас обсуждают и в дальнейшем может быть сокращен.
Что нового еще предлагается?
Все обязательные требования будут вноситься в реестр, с помощью которого их можно будет отсортировать по разным сферам. И в итоге должна получится ясная и обоснованная система регулирования, основанная на риск-ориентированном подходе и современном уровне технологического развития, не создающая барьеров для предпринимателей.
В расширенном заседании приняли участие представители Территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представители органов исполнительной власти Ростовской области, представители Предпринимательского сообщества, общественных объединений, научные работники, представители органов власти субъектов ЮФО. Принял участие и Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Адыгея - В.Г. Зафесов. На поставленные три вопроса:
1.Кого считать добросовестными предпринимателями?
2.Что такое мониторинговая закупка?
3.Какие будут ограничения по внеплановым проверкам?
С.В. Шитов ответил на них во время доклада.
По поводу внеплановых проверок? Будут разработаны индикаторы риска причинения вреда (ущерба). Контрольно-надзорные мероприятия будут проводится только после «срабатывания» этих индикаторов. Смысл профилактики в том, что контрольно-надзорный орган должен уделить больше внимания предупреждению нарушений обязательных требований, а не их поиску и привлечению к ответственности. Тогда возникает вопрос: Проверки будут проводится реже? – Да, для добросовестного бизнеса. Проверка перестанет быть главным контрольно-надзорным мероприятием. На ее место должны прийти другие методы контроля. В законе таких методов перечисляется – 8: выездное обследование, контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейд, документальная проверка, выездная проверка. Все эти мероприятия отличаются основаниями и порядком проведения, длительностью, а также особенностями взаимодействия проверяющего с проверяемым. Далее заместитель Министра экономики пояснил как будет организован контроль в регионах и муниципальных образованиях, о типовых видах регионального и муниципального контроля. По ходу обсуждения законопроекта выступили все 6 председателей комитетов Совета Федерации.