Изменения в нормативном регулировании контрольно-надзорной деятельности

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Адыгея Азамат Конов информирует о том, что 28 декабря 2024 года вступили в силу изменения в законодательство о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле.
Основные изменения:
Общие положения
Предусмотрены две новые информационные системы контроля (надзора):
- подсистема производства по делам об административных правонарушениях;
- мобильное приложение «Инспектор».
Контролируемое лицо вправе подать заявление об изменении категории риска деятельности либо объектов контроля с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (функций).
Теперь при всех видах муниципального контроля должна применяться система оценки и управления рисками.
Контролируемое лицо вправе отказать инспектору в доступе на объекты контроля, если на документах контрольно-надзорного органа отсутствует двухмерный штриховой код для перехода на страницу единого реестра проверок либо он нанесен некорректным образом, а также в этом случае отказать в доступе к документам и в принятии иных мер по проведению контрольно-надзорного мероприятия (кроме случаев, когда не требуется принятия решения о его проведении).
Контролируемое лицо должно иметь возможность осуществить самообследование без идентификации пользователя.
Предостережение не может содержать сроки для устранения последствий, возникших в результате действий (бездействия) контролируемого лица, которые могут привести или приводят к нарушению обязательных требований.
Профилактический визит проводится по инициативе контрольно-надзорного органа или контролируемого лица в форме профилактической беседы инспектором по месту осуществления деятельности либо путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения «Инспектор». По итогам объекту контроля может быть присвоена публичная оценка уровня соблюдения обязательных требований.

При определении критериев риска оценка добросовестности проводится также с учетом сведений:
об отсутствии нарушений, выявленных по результатам обязательных профилактических визитов или контрольно-надзорных мероприятий;
о наличии определенного публичной оценкой уровня соблюдения обязательных требований, если она предусмотрена в рамках вида контроля.

Контрольно-надзорные мероприятия и обязательные профилактические визиты.
Изменена периодичность проведения плановых контрольно-надзорных мероприятий и установлена периодичность проведения обязательных профилактических визитов:
- для категории чрезвычайно высокого риска осталась прежней (не менее 1, но не более 2 плановых контрольно-надзорных мероприятий в год);
- для категории высокого риска – 1 плановое контрольно-надзорные мероприятие в 2 года либо 1 обязательный профилактический визит в год;
- для категории значительного, среднего или умеренного риска – периодичность проведения обязательных профилактических визитов определяется федеральным правительством.
По категории чрезвычайно высокого риска вместо планового контрольно-надзорного мероприятия может быть проведен обязательный профилактический визит.
Положением о виде контроля может быть предусмотрено, что контрольно-надзорные мероприятия и обязательные профилактические визиты в отношении определенных категорий риска не проводятся.
Федеральным законом о виде контроля может быть предусмотрено освобождение от проведения плановых контрольно-надзорных мероприятий и обязательных профилактических визитов в случае заключения договора страхования рисков причинения вреда (ущерба).
Дополнены основания для проведения контрольно-надзорных мероприятий:
- выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска, или отклонения от таких параметров;
- наличие сведений об осуществлении предпринимательской деятельности без уведомления о ее начале, или без лицензии, или без предоставления сведений в «Честный знак», когда их было нужно сообщать;
- уклонение от проведения обязательного профилактического визита.
Определены случаи принятия решений о проведении контрольно-надзорного мероприятия со взаимодействием при получении сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе его причинения.
Инспекционный визит, рейдовый осмотр, выездная проверка, осмотр, досмотр, опрос, экспертиза могут быть проведены с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения «Инспектор».
По результатам проведения контрольно-надзорного мероприятия без взаимодействия акт составляется в случае выявления нарушений обязательных требований либо в иных случаях, предусмотренных положением о виде контроля (норма вступает в силу с 01.09.2025).

Досудебное обжалование.
Контролируемые лица получили право обжаловать решения о проведении обязательных профилактических визитов и отказов в их проведении, актов по ним, действий (бездействия) должностных лиц в их рамках, решений об отнесении объектов контроля к категории риска, а также иных решений по итогам профилактических или контрольно-надзорных мероприятий.
Сокращены сроки рассмотрения жалоб: 15 рабочих дней со дня регистрации в подсистеме досудебного обжалования, а жалоб об отнесении объектов контроля к категории риска – не более 5 рабочих дней; возможность их продления не предусмотрена.

Новые меры стимулирования добросовестности
Контролируемому лицу или объекту контроля может присваиваться публичная оценка уровня соблюдения обязательных требований (если предусмотрено положением о виде контроля).
Федеральное правительство вправе определить сферы деятельности и виды контроля, при осуществлении которых присвоение такой оценки обязательно.

Обязательный профилактический визит
Определены случаи проведения обязательного профилактического визита, от его проведения нельзя отказаться, срок не может превышать 10 рабочих дней (но может быть продлен на время проведения экспертизы, испытаний), по окончании составляется акт, с которым контролируемое лицо должно быть ознакомлено, предписание об устранении выявленных нарушений выдается, если такие нарушения не устранены до окончания проведения.

Профилактический визит по инициативе контролируемого лица
Предусмотрен только для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, государственных или муниципальных учреждениях.
Определен порядок подачи заявления о визите и принятия решения по нему, которое может быть обжаловано.
Разъяснения в его рамках носят рекомендательный характер, предписания выдаваться не могут, если установлено, что объект контроля представляет явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба), или он уже причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию в контрольно-надзорный орган для принятия решения о проведении контрольно-надзорного мероприятия.

Мобильное приложение «Инспектор»
Может использоваться посредством мобильного телефона, смартфона, компьютера, планшета.
Федеральное правительство по согласованию с Генеральной прокуратурой России может определить случаи или виды контроля, при осуществлении которых проведение контрольно-надзорного мероприятия с использованием мобильного приложения «Инспектор» не требует согласования с органами прокуратуры.

Индикаторы риска
Положением о виде контроля может быть предусмотрено размещение в личных кабинетах на едином портале государственных и муниципальных услуг или в информационной системе контрольно-надзорного органа информации о выявлении соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска, или об отклонении от таких параметров.

Контрольная закупка
Срок проведения может быть увеличен до 25 рабочих дней, если это предусмотрено законом о виде контроля. Акт составляется в течение 5 рабочих дней со дня окончания контрольной закупки и направляется контролируемому лицу.
При выявлении нарушений в сфере контроля (надзора) за применением контрольно-кассовой техники инспектор вправе незамедлительно начать проведение документарной проверки или выездной проверки, принятие решения о проведении контрольно-надзорного мероприятия и его согласования с органами прокуратуры не требуется.

Предписание об устранении выявленных нарушений
Выдается, если нарушения не устранены до окончания проведения контрольно-надзорного мероприятия, обязательного профилактического визита, завершения контрольного (надзорного) действия в рамках специального режима государственного контроля (надзора).
Контрольно-надзорный орган может отменить предписание в случаях, установленных законом.

Соглашение о надлежащем устранении выявленных нарушений
Контролируемое лицо вправе подать ходатайство о заключении соглашения о надлежащем устранении выявленных нарушений.
Порядок заключения, изменения, продления, расторжения соглашения, условия соглашения, круг лиц, имеющих право на заключение соглашения, определяются федеральным правительством.
Соглашение заключается, если устранение выявленных нарушений требует значительных временных и материальных затрат, капитальных вложений и в целях недопущения ситуаций массового сокращения работников, снижения выпуска продукции, товаров и услуг, имеющих стратегическое значение и социально-экономическую значимость.
Соглашение должно включать программу устранения нарушений, срок исполнения и подлежит согласованию с органами прокуратуры (порядок устанавливается приказом Генерального прокурора России).
После заключения соглашения действия предписания приостанавливается, в случае неисполнения – возобновляется, по истечении срока исполнения соглашения контрольно-надзорный орган принимает решение о признании его исполненным или неисполненным.
Контролируемое лицо не имеет права отказаться от исполнения соглашения в одностороннем порядке.
Федеральный закон от 28.12.2024 № 540-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» 

http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202412280036